Продолжается работа секций деловой программы Финала Чемпионата высоких технологий. Руководители образовательных учреждений встретились на панельной дискуссии «Трансформация профессионального образования в эпоху инноваций».
Модератором выступила директор департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание», доктор технических наук, доцент Альбина Бикбулатова. Спикеры: директор АНО «Школа 21» от Сбера Александр Федяков, директор Политехнического института НовГУ имени Ярослава Мудрого Владимир Шульцев, директор СПб ГБ ПОУ «Колледж автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем» Никита Златин, и.о. проректора по образованию МИСИС Андрей Воронин, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан.
В рамках дискуссии участники обсудили внедрение современных методов обучения в системах среднего профессионального и высшего образования, взаимодействие государства и бизнеса при подготовке кадров, финансирование инноваций: какие из новых подходов требуют внимания в первую очередь, чтобы образовательный процесс был наиболее эффективным.
Открывая сессию, Альбина Бикбулатова отметила, что внешнее давление на государство заставило систему образования перестраиваться на большой скорости:
«Мы долго готовились к переформатированию, а теперь перешли к активным действиям. Мы находимся в жестких условиях изменений, изменений сути».
Все участники отреагировали на вопрос, нужны ли вообще изменения в системе образования, однозначно: нужны. И дело не только в качественной профориентации школьников и обучении студентов. Есть тренд на смену профессии и среди взрослого поколения, даже среди пенсионеров. И тут может пригодиться опыт «Школы 21», бесплатной школы цифровых технологий от Сбера, как отметил Александр Федяков:
«Мы существуем уже 6 лет с очень неплохими результатами с точки зрения дальнейшего трудоустройства, но самое важное – мы работаем для возрастов от 18 лет и без какой-либо верхней границы. Самому взрослому участнику у нас сейчас 63 года, кто успешно учится цифре и программированию. И мы обучаем бесплатно в рамках основной программы. С точки зрения фундаментальных подходов, «Школа 21» стоит на том, что все наши кампусы открыты 24/7 и 365 дней в году. Мы работаем со взрослыми, около трети наших участников совмещают обучение у нас с другим образованием или работой, и важно, чтобы прийти можно было в любое время. Вторая наша гордость – цифровая платформа, наш сберовский продукт, она позволяет включать значимые игровые элементы в процесс, вовлекая людей очень сильно, а также собирать много аналитических данных на тему того, какие материалы подходят, какие – нет, как прогрессирует каждый из участников».
Александр Федяков также пригласил всех участников дискуссии посетить новгородский кампус «Школы 21» - в эту субботу, 21 сентября, он отметит первую годовщину. Он появился благодаря эффективному партнерству с правительством Новгородской области и Новгородским государственным университетом, его открыли прямо в Инновационном научно-технологическом центре «Интеллектуальная электроника – Валдай». Сейчас в кампусе работает 12 преподавателей, и действует принцип «равный – равному»: ученики учатся друг у друга, вместе разбирают задачи и ищут пути решения.
Участники дискуссии также отметили важность мягких навыков, которые обязательно должны закладываться в процессе получения профессии. Это, в частности, стрессоустойчивость, коммуникабельность, способность работать в режиме многозадачности, навык правильного планирования собственного времени и составления графика команды.
Не менее важным, считают спикеры, остается и повышение квалификации самих преподавателей: внедрение инноваций невозможно без заинтересованности преподавательского коллектива в саморазвитии.
Директор Политехнического института НовГУ Владимир Шульцев отметил: «К внедрению инноваций надо подходить аккуратно. Я прекрасно понимаю, как в некоторых колледжах происходит: только слово «инновация» произносят, сразу же и у руководителя, и у преподавателей возникает некоторое волнение. Но когда у колледжа есть рядом большой партнер-предприятие, есть возможность развиваться и развивать инновации. Обязательно надо развивать педагогов».
Взаимодействие с индустриальными партнерами – один из ключей к успеху. Это подтвердили и другие спикеры. Директор СПб ГБ ПОУ «Колледж автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем» Никита Златин рассказал об опыте трансформации колледжа, изначально направленного на подготовку по экономическим специальностям, в учреждение, которое теперь оказывает всестороннюю помощь предприятиям в подготовке кадров для автоматизации производств:
«Нашему колледжу была поставлена задача от города Санкт-Петербург по индустриализации и смене вектора. Помогло в этом наследие чемпионата «Профессионалы», который проходит в Петербурге в ноябре. Оборудование передали колледжам для формирования тренировочных полигонов. Наш полигон «Центр инженерных компетенций» - это первый такой пример. И мы создали 9 лабораторий, добавили туда еще свое оборудование и за короткий срок открылись. Задача была именно использовать ресурсы, которые есть, для удовлетворения потребностей города. Мы работаем и на другие колледжи, обучая студентов тех учреждений, в которых пока таких мощностей нет. Мы работаем со школьниками – это тема профориентации, чтобы они сразу увидели современные производства. Мы обучаем педагогов и мастеров СПО. И работаем вместе с индустриальными партнерами, которым тоже нужна локация, куда можно привести сотрудников и обучить».
Интересны и наработки системы высшего образования – она тоже сейчас претерпевает изменения, чтобы соответствовать требованиям, которые диктует время. От самого нового поколения, представители которого сейчас учатся в колледжах и университетах, тоже многое зависит. И нельзя игнорировать их желания, отметили в ходе дискуссии. Опытом поделился и.о. проректора по образованию МИСИС Андрей Воронин: «Сейчас, если мы говорим про образовательную модель, мы строим ее, отталкиваясь сначала от запросов абитуриента: молодежь сейчас не такая как мы, у нее есть свои запросы, у нее совершенно другие требования и к себе, и к окружению. И это тоже подталкивает университеты. Место, где мы сейчас находимся – ИНТЦ «Интеллектуальная электроника – Валдай» и Чемпионат высоких технологий – это пример реакции на новое поколение. И это очень круто, что мы до сих пор как система образования – высшего и среднего профессионального – сохранили эту гибкость и реакционность на такие изменения».
Идти в ногу со временем колледжам и институтам сегодня очень помогает участие в государственных программах. Как пример, новгородский Политехнический колледж в 2024 году стал победителем федерального проекта «Профессионалитет», в рамках которого на базе колледжа создается Радиоэлектронный кластер, в который вошли ведущие электронные предприятия региона. Победа в проекте позволяет создавать новые современные лаборатории – объем финансирования 160 миллионов рублей.
И само участие студентов в чемпионатном движении имеет огромное значение, заявил Владимир Шульцев: «В восьми компетенциях студенты Политехнического колледжа НовГУ прошли в Финал Чемпионата высоких технологий. И преподаватели, и студенты, и технические эксперты после Чемпионата приходят уже совсем другими, по-другому смотрят на наше образование. И все новые знания, новые компетенции мы включаем в основной образовательный процесс».
Впрочем, хоть участники дискуссии и сошлись во мнении, что трансформация – явление своевременное и нужное, все же призвали руководителей образовательных организаций быть осторожнее. Любые изменения требуют терпения и трезвого подхода. Директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан подчеркнул: «Изменения, мне кажется, нужны только тогда, когда они осознанны, когда вы знаете, зачем вы это делаете и для чего меняетесь. Лет через 20 я, может быть, скажу, что не надо ничего трогать, и все работает хорошо и замечательно, а пока, конечно, хочется что-то менять. Но это и личный вызов: давай попробуем что-то изменить. Но очень аккуратно к изменениям нужно относиться».
Чемпионат высоких технологий организован Министерством просвещения Российской Федерации. Федеральным оператором определен Институт развития профессионального образования. Основные мероприятия проводятся на площадке Инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника – Валдай».
Модератором выступила директор департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание», доктор технических наук, доцент Альбина Бикбулатова. Спикеры: директор АНО «Школа 21» от Сбера Александр Федяков, директор Политехнического института НовГУ имени Ярослава Мудрого Владимир Шульцев, директор СПб ГБ ПОУ «Колледж автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем» Никита Златин, и.о. проректора по образованию МИСИС Андрей Воронин, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан.
В рамках дискуссии участники обсудили внедрение современных методов обучения в системах среднего профессионального и высшего образования, взаимодействие государства и бизнеса при подготовке кадров, финансирование инноваций: какие из новых подходов требуют внимания в первую очередь, чтобы образовательный процесс был наиболее эффективным.
Открывая сессию, Альбина Бикбулатова отметила, что внешнее давление на государство заставило систему образования перестраиваться на большой скорости:
«Мы долго готовились к переформатированию, а теперь перешли к активным действиям. Мы находимся в жестких условиях изменений, изменений сути».
Все участники отреагировали на вопрос, нужны ли вообще изменения в системе образования, однозначно: нужны. И дело не только в качественной профориентации школьников и обучении студентов. Есть тренд на смену профессии и среди взрослого поколения, даже среди пенсионеров. И тут может пригодиться опыт «Школы 21», бесплатной школы цифровых технологий от Сбера, как отметил Александр Федяков:
«Мы существуем уже 6 лет с очень неплохими результатами с точки зрения дальнейшего трудоустройства, но самое важное – мы работаем для возрастов от 18 лет и без какой-либо верхней границы. Самому взрослому участнику у нас сейчас 63 года, кто успешно учится цифре и программированию. И мы обучаем бесплатно в рамках основной программы. С точки зрения фундаментальных подходов, «Школа 21» стоит на том, что все наши кампусы открыты 24/7 и 365 дней в году. Мы работаем со взрослыми, около трети наших участников совмещают обучение у нас с другим образованием или работой, и важно, чтобы прийти можно было в любое время. Вторая наша гордость – цифровая платформа, наш сберовский продукт, она позволяет включать значимые игровые элементы в процесс, вовлекая людей очень сильно, а также собирать много аналитических данных на тему того, какие материалы подходят, какие – нет, как прогрессирует каждый из участников».
Александр Федяков также пригласил всех участников дискуссии посетить новгородский кампус «Школы 21» - в эту субботу, 21 сентября, он отметит первую годовщину. Он появился благодаря эффективному партнерству с правительством Новгородской области и Новгородским государственным университетом, его открыли прямо в Инновационном научно-технологическом центре «Интеллектуальная электроника – Валдай». Сейчас в кампусе работает 12 преподавателей, и действует принцип «равный – равному»: ученики учатся друг у друга, вместе разбирают задачи и ищут пути решения.
Участники дискуссии также отметили важность мягких навыков, которые обязательно должны закладываться в процессе получения профессии. Это, в частности, стрессоустойчивость, коммуникабельность, способность работать в режиме многозадачности, навык правильного планирования собственного времени и составления графика команды.
Не менее важным, считают спикеры, остается и повышение квалификации самих преподавателей: внедрение инноваций невозможно без заинтересованности преподавательского коллектива в саморазвитии.
Директор Политехнического института НовГУ Владимир Шульцев отметил: «К внедрению инноваций надо подходить аккуратно. Я прекрасно понимаю, как в некоторых колледжах происходит: только слово «инновация» произносят, сразу же и у руководителя, и у преподавателей возникает некоторое волнение. Но когда у колледжа есть рядом большой партнер-предприятие, есть возможность развиваться и развивать инновации. Обязательно надо развивать педагогов».
Взаимодействие с индустриальными партнерами – один из ключей к успеху. Это подтвердили и другие спикеры. Директор СПб ГБ ПОУ «Колледж автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем» Никита Златин рассказал об опыте трансформации колледжа, изначально направленного на подготовку по экономическим специальностям, в учреждение, которое теперь оказывает всестороннюю помощь предприятиям в подготовке кадров для автоматизации производств:
«Нашему колледжу была поставлена задача от города Санкт-Петербург по индустриализации и смене вектора. Помогло в этом наследие чемпионата «Профессионалы», который проходит в Петербурге в ноябре. Оборудование передали колледжам для формирования тренировочных полигонов. Наш полигон «Центр инженерных компетенций» - это первый такой пример. И мы создали 9 лабораторий, добавили туда еще свое оборудование и за короткий срок открылись. Задача была именно использовать ресурсы, которые есть, для удовлетворения потребностей города. Мы работаем и на другие колледжи, обучая студентов тех учреждений, в которых пока таких мощностей нет. Мы работаем со школьниками – это тема профориентации, чтобы они сразу увидели современные производства. Мы обучаем педагогов и мастеров СПО. И работаем вместе с индустриальными партнерами, которым тоже нужна локация, куда можно привести сотрудников и обучить».
Интересны и наработки системы высшего образования – она тоже сейчас претерпевает изменения, чтобы соответствовать требованиям, которые диктует время. От самого нового поколения, представители которого сейчас учатся в колледжах и университетах, тоже многое зависит. И нельзя игнорировать их желания, отметили в ходе дискуссии. Опытом поделился и.о. проректора по образованию МИСИС Андрей Воронин: «Сейчас, если мы говорим про образовательную модель, мы строим ее, отталкиваясь сначала от запросов абитуриента: молодежь сейчас не такая как мы, у нее есть свои запросы, у нее совершенно другие требования и к себе, и к окружению. И это тоже подталкивает университеты. Место, где мы сейчас находимся – ИНТЦ «Интеллектуальная электроника – Валдай» и Чемпионат высоких технологий – это пример реакции на новое поколение. И это очень круто, что мы до сих пор как система образования – высшего и среднего профессионального – сохранили эту гибкость и реакционность на такие изменения».
Идти в ногу со временем колледжам и институтам сегодня очень помогает участие в государственных программах. Как пример, новгородский Политехнический колледж в 2024 году стал победителем федерального проекта «Профессионалитет», в рамках которого на базе колледжа создается Радиоэлектронный кластер, в который вошли ведущие электронные предприятия региона. Победа в проекте позволяет создавать новые современные лаборатории – объем финансирования 160 миллионов рублей.
И само участие студентов в чемпионатном движении имеет огромное значение, заявил Владимир Шульцев: «В восьми компетенциях студенты Политехнического колледжа НовГУ прошли в Финал Чемпионата высоких технологий. И преподаватели, и студенты, и технические эксперты после Чемпионата приходят уже совсем другими, по-другому смотрят на наше образование. И все новые знания, новые компетенции мы включаем в основной образовательный процесс».
Впрочем, хоть участники дискуссии и сошлись во мнении, что трансформация – явление своевременное и нужное, все же призвали руководителей образовательных организаций быть осторожнее. Любые изменения требуют терпения и трезвого подхода. Директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан подчеркнул: «Изменения, мне кажется, нужны только тогда, когда они осознанны, когда вы знаете, зачем вы это делаете и для чего меняетесь. Лет через 20 я, может быть, скажу, что не надо ничего трогать, и все работает хорошо и замечательно, а пока, конечно, хочется что-то менять. Но это и личный вызов: давай попробуем что-то изменить. Но очень аккуратно к изменениям нужно относиться».
Чемпионат высоких технологий организован Министерством просвещения Российской Федерации. Федеральным оператором определен Институт развития профессионального образования. Основные мероприятия проводятся на площадке Инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника – Валдай».